САНАРИС
описание услуг, телефоны и адреса организаций










Неговорящие дети: что делать с ребенком-молчуном?

02.05.2016

Автор: Илона Прямкова.
В последнее время тема «молчащих» детей становится все более актуальна. Когда я лично столкнулась с этой проблемой, я обратила внимание на то, что буквально у каждого моего собеседника обязательно находится рассказ, а то и не один, про знакомых или родственников, у которых есть неговорящий ребенок.

Чаще всего, такие рассказы заканчиваются «хэппи эндом»: «молчал до трех, пяти, шести лет и чудесным образом заговорил», «не обращай внимания, мальчики все поздно начинают разговаривать», «ему просто не надо, вот он и молчит». И начинает казаться, что это и не проблема вовсе, делать с ней ничего не нужно, а нужно просто ждать.

Это в корне неверно, действовать надо начинать уже тогда, когда вы заметили первые признаки речевого отставания. Речевая задержка может понести за собой ряд неприятных моментов: это и проблемы с коллективом, и задержки в психоэмоциональном развитии, и другие неприятные осложнения. Да и сами представьте, что будет, если вы попадете в коллектив, в котором вас никто не понимает?
Почему мой ребенок не говорит?

Давайте для начала разберемся, какие бывают причины речевой задержки.

Причина 1: Проблемы со слухом

Многие из вас помнят стандартную проверку слуха в наших детских поликлиниках. Врач шепотом говорит что-нибудь ребенку, ребенок отреагировал правильно – молодец, неправильно – начинают разбираться дальше. Так вот, этот подход недостаточно информативен. При речевом отставании рекомендовано проводить компьютерную диагностику, которая позволяет отследить состояние слухового анализатора на всем его протяжении, то есть, до самой слуховой коры головного мозга. Подробно останавливаться на слуховых проблемах я не буду, но поверьте, их достаточно много.

Причина 2: Проблемы с воспроизведением речи

Часто речевые проблемы связаны с нарушениями самого речевого аппарата: это врожденные и приобретенные дефекты речевых органов, слабая подвижность языка или губ, и даже неправильный прикус.

Причина 3: Невостребованность речи

Обратите внимание на то, как часто вашему ребенку необходима речь. Если малыш растет в гиперзаботливой среде, в которой он получает все, что нужно по первому жесту или взгляду, речь ему попросту не нужна.

Причина 4: Генетические заболевания и поражения головного мозга

Сюда также относятся и любые инфекционные заболевания, перенесенные ребенком в раннем детстве, и травмы, и даже осложнения в родах.

Что делать, если ребенок не говорит?

После того, как вы прошли все необходимые исследования и выяснили точную причину отсутствия речи у вашего малыша, пора переходить к активным действиям. В любом медицинском центре вам конечно назначат занятия с «речевыми» специалистами: логопедами, психологами, дефектологами и т.д. Также могут предложить и другие процедуры, направленные на стимуляцию определенных клеток мозга, отвечающих за речь. Об эффективности этих процедур мы поговорим в другой раз, а сегодня хотелось бы рассказать, как можно помочь своему ребенку в домашних условиях.

Как заниматься с неговорящим ребенком в домашних условиях?

Любой квалифицированный специалист скажет вам, что без домашних занятий хорошего и быстрого прогресса добиться очень сложно. Ведь педагоги и врачи работают с вашим ребенком всего несколько часов в неделю, и они не знают всех особенностей его характера.

Вот несколько способов помочь малышу научиться разговаривать:

Массаж шейной зоны:

Массаж нужно делать легкими движениями, без сильного нажима: проведите руками от основания шеи вниз по позвоночнику до самой поясницы. Затем от основания шеи по плечам и вниз до кистей рук. И опять от основания шеи, по плечам, но спускаемся уже по грудине до живота. Каждое упражнение нужно делать 6-8 раз два раза в день.

Артикуляционные упражнения:

В интернете вы найдете массу упражнений для артикуляции, я опишу только самые основные:

Широко открываем рот – закрываем рот
Вытягиваем вперед сомкнутые губы с напряжением
Язык далеко высовываем изо рта и заводим его максимально вправо-влево
Надуваем и сдуваем щеки
Улыбаемся, широко растягивая рот, с сомкнутыми зубами
Открываем рот и кончиком языка проходим по нижним и верхним зубам с внутренней стороны

Речевые упражнения:

Пусть ваш ребенок повторяет за вами простые гласные: А, У, О, И. Когда с этим упражнением не будет проблем, переходите к более сложным. Таким образом учим по порядку:

Гласные
Согласные
Простые слоги: ма, па, ба, му и т.д.
Слова из двух одинаковых слогов: ма-ма, ба-ба, па-па
Слова из двух разных слогов: во-да, е-да, от-дай
Слова из трех слогов

Основные правила занятий:

Не ругайте ребенка, если у него не получается
Хвалите ребенка, даже если получилось не очень хорошо
Превратите занятия в игру, а не в школьный урок
Ведите дневник, чтобы отслеживать динамику развития речи
Если ребенок смог попросить что-нибудь с помощью речи, в дальнейшем он должен получать это что-нибудь только после речевой просьбы

И помните, пусть занятия не дадут эффекта сразу, но терпение и труд со временем принесут успех.

http://medic.ua/2016/04/negovoryashhie-deti-chto-delat-s-rebenkom-molchunom/



Наркология:
проф. Ю.Пакин


















© Sanaris 2005-2010. Все права защищены
Создание сайта: LND