24.07.2006
Наш мозг сообщает нам такие приятные вещи, как вкус любимых фруктов, нежное прикосновение, хорошее самочувствие. И он же дает знать, что наркотики приносят кайф.
Все, что происходит с организмом в период ломки, становится ощущениями, болью, только когда мозг воспримет и проанализирует сигнал "с периферии". Тогда хочется просто перестать чувствовать, выключить эту боль. Нейрохирурги давно занялись разработкой этой проблемы и уже достигли определенных результатов. В Челябинском государственном институте лазерной хирургии разработан метод консервативного лечения абстинентного синдрома (ломки) и практикуется оперативный метод лечения наркомании. О работе специалистов института лазерной хирургии с наркозависимыми пациентами мы разговариваем с директором института, членом-корреспондентом РАМН, заслуженным врачом России Арнольдом Израилевичем КОЗЕЛЕМ.
- Насколько я себе представляю, первым этапом лечения наркомании является снятие физической зависимости, преодоление ломки.
- Да, и для снятия ломки в институте разработан и создан прибор, который осуществляет лечение специально модулированными токами. Представив этот метод и сам аппарат на международной выставке в Брюсселе, мы получили большую золотую медаль. Аппарат быстрее, легче и с наилучшими результатами практически без лекарств снимает абстинентный синдром. На второй день человек избавляется от ломки, чувствует себя комфортно. Естественно, это консервативное лечение идет параллельно с работой психолога. И когда у пациента ярко выражена мотивация, когда он сам очень хочет избавиться от наркотической зависимости, достигаются хорошие результаты. На сегодняшний день этим методом пролечено 296 больных. Среди них есть пациенты, у которых уже наблюдается два-три года ремиссии.
- А как проходит операция?
- Стереотаксическая операция блокирует в мозге зоны, от которых зависит получение удовольствия от наркотика. Через небольшое, диаметром около сантиметра, отверстие в черепе лазер действует на определенную зону мозга. Воздействие очень локальное - все измеряется буквально в десятых долях миллиметра. Операция занимает два часа, большую часть времени ведутся измерения и расчеты. Операция проводится под местной анестезией, потому что пациент должен контактировать с хирургами, есть моменты, когда пациент должен быть в ясном сознании и выполнять указания врачей.
- Я слышала, что оперативный метод лечения разработан не челябинскими специалистами. Но здесь, в институте лазерной хирургии, он был усовершенствован.
- Оперировать наркоманов начали в Санкт-Петербурге. Сейчас такое лечение проводится в нескольких городах России. В нашем институте воздействие на мозг происходит не холодом, не токами, а лазером. При этом хирурги действуют более локально. За одиннадцать месяцев проведено 73 операции, и ни у кого мы не задели центры, отвечающие за обоняние или вкусовые ощущения.
- Даже операция не может дать стопроцентной гарантии. Остается психическая зависимость, человек помнит, что наркотики приносят удовольствие, хочет испытать кайф еще раз. Как быть с этим?
- Операция - это не какое-то чудо. Память мы не стираем. Человек помнит все: он употреблял наркотики, ему было хорошо. Физически и психически наш пациент остается таким, каким был до операции. Просто у него нет внутреннего "звонка", с которым наркоманы справиться не могут. Пациент проводит в стационаре месяц. Все это время с ним работает психолог. Но потом кому-то надо поменять место жительства, кому-то учебное заведение, чтобы изменился круг общения.
Многое зависит и от самого пациента. Поэтому для того, чтобы взять больного на лечение, мы собираем комиссию, в состав которой входят нарколог, психолог и хирург. Лечение может избавить от зависимости только в том случае, если человек сам отчаянно хочет прекратить употреблять наркотики.
Оперативный метод лечения наркомании не дает стопроцентной гарантии, но на сегодняшний день он самый радикальный и самый результативный из всех существующих.
|
|